Группы в соцсетях
Организация обучения в 2021/22 году
Опрос / Голосование
Запись в детский сад
Ссылки

Направления деятельности

Создание эффективной модели поликультурного образования детей дошкольного возраста в условиях функционирования Центра национальных культур

Работа педагогического коллектива муниципального автономного образовательного учреждения в направлении этнокультурного образования дошкольников начата в начале 90-ых годов. Сначала это были разработки тематических занятий, праздников и развлечений отдельных педагогов для организации свободной деятельности детей. С 1995 года началось обучение воспитанников ДОУ эрзянскому языку в рамках системы дополнительного образования. В детском саду одними из первых в городе появились мини-музей краеведения, уголки национальной культуры в группах. С появлением программы «Валдоня», а в дальнейшем и регионального образовательного модуля  дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» работа стала более спланированной и разнообразной.
Накопленные материалы и опыт работы в вопросах этнокультурного образования, творческий потенциал педагогического коллектива привели к тому, что в 2015 году на базе МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №90»   возникла необходимость  создания Центра национальных культур дошкольных образовательных учреждений городского округа Саранск для координации педагогических, интеллектуальных возможностей муниципальных дошкольных организаций. Да и  время диктовало свои условия, уделять большее внимание повышению эффективности воспитания детей дошкольного возраста на основе изучения национальных культур, определения приоритетов в вопросах национального, патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста, обеспечению уважения к народной истории и культуре, взаимодействию с другими культурами, формированию духовной общности народов России.
Идею педагогического коллектива поддержал и Учредитель во главе с Петром Николаевичем Тултаевым. Понимание и поддержка была оказана Департаментом по социальной политике Администрации г.о. Саранск, управлением образования.
21 июля 2015 года был подписан приказ «О создании Центра национальных культур дошкольных образовательных учреждений городского округа Саранск». Разработано Положение о Центре, определен состав Совета .
Целью работы является координация педагогических, интеллектуальных, материально – технических возможностей муниципальных дошкольных образовательных учреждений для повышения эффективности  этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, методической работы и инновационной деятельности .
          Основные задачи:
- формирование этнокультурного диалога, обеспечение условий для дружбы и взаимопонимания, поддержания у воспитанников благоприятного межнационального климата;
-способствование становлению уважительного отношения к культуре народов России, повышение гражданского самосознания;
-воздействие на формирование этнокультурного образовательного пространства;
-использование инновационных и традиционных форм национально-культурной деятельности, как инструмента сохранения и развития этнических культур на территории г. о. Саранск;
-развитие индивидуальных способностей воспитанников.
                       Направления деятельности Центра:
-оказание информационной, методической и организационной помощи в воспитании детей дошкольного возраста с ориентацией на ценности национальных культур;
-внедрение и совершенствование перспективных форм национально-культурной деятельности как инструмента сохранения и развития этнокультур в г.о. Саранск;
-создание информационного банка педагогических инноваций по проблемам этнокультурного образования детей дошкольного возраста.
Базируясь на положениях «Национальной доктрины образования», коллектив образовательного учреждения стремится обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историчес¬кому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и проявля¬ющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к язы-кам, традициям и культуре других народов; разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей целостного миропонимания и современ¬ного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;  организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Внедрение    этнокультурного   компонента   в   рамках деятельности    Центра национальных культур   происходило   в соответствии со следующей структурой:
-организация научно-методической работы;
-осуществление педагогического процесса;
-создание соответствующей развивающей среды;      
-организация работы с семьями воспитанников;
-взаимодействие с учреждениями образования и культуры.
В сотрудничестве с МРИО, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, Некомерческой ассоциацией «Поволжский Центр культур финно-угорских народов» на базе МАДОУ регулярно проходят городские, республиканские и межрегиональные встречи и мероприятия:
- республиканские мастер-классы в рамках празднования Всероссийского Дня мордовского языка;
- мастер-классы по обучению детей мордовскому языку для слушателей ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»  курсов повышения квалификации;
- круглые столы; образовательные семинары «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации».
Информация    о    проведенных    мероприятиях    транслируется    по    местному телевидению, радио, печатается в местной прессе, размещается в сети интернет:
- статьи в газетах Юлдаш, «Известия Мордовии» , Мокшень-правда,
- в телепередачах и телепроектах телеканала «Телесеть Мордовия» «Од Пинге» , «Мы дети твои, Россия», и Народного телевидения.
Имена педагогов знакомы в Республике по участию в семинарах и конференциях городского, республиканского уровня, межрегиональных встречах.- Это Аникина Татьяна Михайловна –музыкальный руководитель, обладатель гранта Главы городского округа Саранск ,Афанасьева Е.П., воспитатель, обладатель Гранта Главы Республики Мордовия; Бабочкина С.И., воспитатель высшей категории, Почетный работник общего образования,  Пурескина М.В. воспитатель высшей категории, Панфилкина Е.А. , воспитатель высшей категории .
Методическая     работа     по    данной теме включает в себя следующие формы:     педагогические    и методические   советы, семинары, круглые столы, консультации для воспитателей и родителей воспитанников, квесты, лектории, открытые просмотры. Все это позволили сделать работу педагогического коллектива более целенаправленной и содержательной.
Работа педагогов с детьми по этнокультурному образованию в рамках работы Центра национальных культур осуществляется в разнообразных формах организованной деятельности: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, интегрированные занятия, беседы, лектории, экскурсии,  игры, труд, экспериментирование; и в свободной деятельности: театральные постановки,  досуги и развлечения, праздники, конкурсы, выставки, проекты, организация работы  кружков.
С целью осуществления комплексного подхода к проблеме этнокультурного образования детей постоянно организуются месячники, фольклорные праздники, конкурсы рисунков, посещения музеев, библиотек, театральных постановок.
Регулярно проводимые в учреждении конкурсы детских рисунков «Мой любимый город», «Город, в котором я живу», «Город мой» выявляют мастерство выполнения рисунков детьми, фантазию, красочность, оригинальность, интерес к разным уголкам родного  города, края.
Народные праздники - средство возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Они вбирают в себя все представления и духовные ориентиры  народа, поэтому оказывают большое влияние на   развитие патриотических чувств дошкольников. Они проводятся как на русском, так и   на мордовском  и татарском языках:«Мордовская Пасха», «Мордовская свадьба», «Посиделки у бабы Дарьи», «Татарское гостеприимство» и др.), чем привлекают внимание педагогов города.
В   МАДОУ   действуют   кружки   по   обучению   детей   дошкольного   возраста эрзянскому и  мокшанскому языкам. Педагогами МАДОУ, Афанасьевой Е.П. и  Панфилкиной Е.А., были разработаны программы работы кружков, дидактическое обеспечение для их работы.
Для использования на занятиях и в свободной деятельности детей разных возрастных групп педагогами МАДОУ разработаны и изготовлены дидактические игры с региональным содержанием.
Для организации работы образовательного учреждения по направлению этнокультурного образования создана широкая сеть предметно-развивающей среды способствующая максимальному обогащению информационного поля детей краеведческим содержанием: мини-музей краеведения («Изба» и музей национальной одежды), изостудия, библиотека, мини-галерея изобразительного искусства, экологическая тропа.
В каждой возрастной группе оборудованы уголки национальной культуры, представлены материалы краеведческого характера. Дети с раннего возраста приобщаются к культуре  народов проживающих на территории Республики Мордовия, духовно - нравственному наследию, что помогает полноценному развитию личности. В группах также  представлена  художественная литература различного характера: краеведческого, экологического, познавательного и др., проводятся выставки детской литературы, дети учатся заботиться о книгах, ценить их.
Педагогическим коллективом используются   возможности учреждений культуры республиканского   и  городского   назначения: Республиканский музей изобразительных искусств им. Эрьзи, Республиканский краеведческий музей, Музей национальной культуры, Мордовский государственный  национальный драматический театр, Государственный театр имени                     И.М. Яушева, Государственный Русский Драматический театр Республики Мордовия, Государственный  театр кукол Республики Мордовия, Городской детский Центр театра и кино «Крошка», библиотеки
В МАДОУ имеются информационные стенды для родителей, на которых представлена наглядная пропаганда: тематические статьи, выставки детских работ, информация о важных событиях города и т.п. С родителями воспитанников проводятся викторины, беседы о мордовской культуре и знаменательных событиях в истории не только Мордовии, но и России, они участвуют в конкурсах поделок, развлечениях региональной направленности.
Педагогический коллектив высоко оценен родителями воспитанников в вопросах сформированности необходимых знаний и представлений у детей о городе, Республике, России: родители активно помогают оформлять мини-музеи, национальные уголки в группах, с интересом участвуют в развлечениях и мероприятиях, выставках совместных работ.
Итогом деятельности  Центра и совместной работы педагогов, родителей и воспитанников в прошедшем учебном году стал фестиваль национальностей «Венок дружбы».
За время деятельности   Центра сконцентрирован передовой педагогический опыт работы отдельных педагогов и коллективов дошкольных образовательных организаций города, представленный на бумажных носителях и в электроном виде, собираются лучшие декоративно-прикладные работы педагогов по направлению, что дает  возможность любому педагогу ознакомиться с содержанием материалов и выбрать необходимый для использования в работе.
В   адрес   Центра   присланы   благодарственные   письма Министерства культуры, национальной политики и архивного дела РМ, Поволжского    центра    культур    финно-угорских    народов  .
Работа в направлении этнокультурного образования детей дошкольного возраста, по - настоящему  интересна  педагогам. Поэтому   девиз   работы:   не   ограничиваться  разовыми   и   разрозненными   мероприятиями,   а   сделать   процесс   приобщения  дошкольников к национальной культуре России, Мордовии   целенаправленным,  интересным и содержательным.


Нормативные документы

Аналитический отчёт

Фотоотчет


К списку
Создано: 09.02.2021 09:44:27   |   Изменено: 09.02.2021 10:36:29
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
#Песни военных лет
Фотографии