Группы в соцсетях
Организация обучения в 2021/22 году
Опрос / Голосование
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с объектами живой природы»

Автор: Калинкина Н.А., Панюшкина А.Е.
|Должность: воспитатель , МАДОУ"Центр развития ребенка - детский сад № 90"
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
       История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, такую как загрязнение окружающей среды, гибель животных и растений, исчезновение с лица земли некоторых видов животных и т. д. Если люди в ближайшее время не начнут бережно относится к природе, то произойдёт непоправимое, они погубят нашу планету и себя. Поэтому необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность людей.
Воспитание человека как экологически направленной личности -труднейшая задача, но решать её необходимо без промедления. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребёнка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.
Усугубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенской работы по формированию у населения экологического сознания культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду- первом звене системе непрерывного образования.
Решать задачу воспитания бережного и заботливого отношения к живым объектам природы можно разным способами. На наш взгляд, не последнее место можно отвести ознакомлению с птицами. Но возникает противоречие: птицы очень распространённые объекты для наблюдения живой природы, но они пугливы, невозможен близкий контакт, не богат видовой состав птиц, прилетающий на участок.
В связи с этим встаёт проблема в том, что в природе существует огромная армия птиц, но процесс ознакомления с ними затруднён. Как же сделать ознакомление с птицами на участке детского сада эффективным в воспитании бережного и заботливого отношения к живым объектам природы? Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о птицах зимой.
В холодное время года зимующим птицам очень тяжело найти себе корм. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Из-за нехватки корма в зимний период голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают и погибают. А вот сытой птице и мороз не страшен. И только люди могут помочь птицам. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.
     Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Рассказывать о том, почему нельзя бросать мусор и защищать вымирающие виды полезно, но мало результативно. Гораздо лучше вести просветительскую работу вместе с развитием познавательной деятельности.
     Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.
Задачи  экологического  воспитания:
•    Выработать ответственность за окружающий мир.
•    Предупредить развитие разрушительных действий.
•    Сформировать представления о тесной взаимосвязи природы и всего живого;
•    Выработать эстетический вкус.
Экологическое воспитание может проводиться разными способами и поэтому не стоит ограничивать чем-то одним. В младшем дошкольном возрасте дети отзывчивы и если им доступно объяснить чужие чувства, то они надолго усвоит материал.
Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников
В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы:
•    наглядные (наблюдение, демонстрация);
•    практические (игры с природными материалами, труд в природе);
•    словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
•    экспериментальные (несложные опыт).
     Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.
    Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:
•    Оценка эстетического вида и особенностей строения.
•    Требования к условиям жизни.
•    Значение для природы и человека.
Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям.
     Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию.
    Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.
     Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.
     Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
      Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.
     Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Во время прогулок можно рассказывать о проблемах окружающей среды и путях решения. Например, если вокруг валяется мусор, то это отравляет почву и представляет опасность для птиц, животных. Пластик, который плавает в мировом океане уничтожает рыб и морских зверей.
     Для того чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к природе нужно показать ему, что и как работает в мире. Например, песок может быть сухим и мокрым. Ребенку предлагают потрогать оба вида, изучить его и сравнить. Сухой можно пересыпать (например), а мокрый служит отличным материалом для лепки.
На мокром песке хорошо остаются следы и отпечатки, зато сухой приятнее держать в руках, и он может прогреваться. Влажным он становится после смачивания водой или дождя. Такие простые опыты позволяют наглядно продемонстрировать ребенку, что на окружающую среду влияет все. И не всегда положительно. Например, выброшенный окурок или небрежно разведенный костер приведут к пожару. Он уничтожит не только деревья, но и множество живых существ.
     Родители должны быть примером и образцом во всем. Тогда дети будут перенимать поведение и привычки. Например, если мама разводит комнатные цветы и ухаживает за ними, то малыш будет повторять ее действия. Можно купить ему маленькую лейку и попросить помочь поливать. Растения с крупными листьями нужно мыть, и ребенок может делать это самостоятельно.
     Хорошо воспитывать отношение к природе посредством ухода за рыбками или животными. Достаточно завести мышонка или аквариумных питомцев. Дошкольник под контролем взрослого может кормить, чистить клетку, играть.
     И еще важное место в жизни ребенка занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В гости к нам пришёл….», «В лесу» и другие. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений.
     Эти сказки полезны тем, что их можно,
•    во- первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей.
•    во-вторых же, могут послужить прекрасным руководством для инсценировки.
Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 23.05.2022   |   Изменено: 23.05.2022 13:46:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Республиканский конкурс "Пернатый квартал - 2023". Старшая группа №10"
Фотографии